Заявитель:

А. Д. Ильинов Ф. Талалова
А. Д. Ильинов Ф. Талалова

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДАЧИ ВОЗДУХА

Номер патента: 269718


Союз Советских Социалистических Республик

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №    —
Заявлено 08.XII.1968 (№ 1288460/27-11)
с присоединением заявки №    —•

Приоритет —
Опубликовано 17.IV.1970. Бюллетень № 15 Дата опубликования описания 5.VIII.1970

Авторы
изобретения    А. Д. Ильинов и Ф. П. Талалова
Заявитель    —

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДАЧИ ВОЗДУХА

269718

Кл. 63с, 73

МП к в 60Ь 1/22
УДК 629.113.06(088.8)

1
Изобретение относится к технике отопления или вентиляции, преимущественно
легковых автомобилей.
Известны устройства для подачи воздуха, идущего на обдув ветровых стекол
автомобилей или вентиляцию салона транспортных средств, которые содержат
поворотный кожух, установленный в шаровой обойме подводящего патрубка,
размещенные внутри кожуха заслонки, смонтированные на продольной
оси, снабженной рукояткой управления, и фиксатор поворота кожуха в крайнее
положение. Однако в этих устройствах невозможно управлять скоростью течения
воздуха для повышения эффективности действия обдува или вентиляции салона
транспортных средств.
Предлагаемое устройство отличается тем, что заслонки выполнены в виде
последовательно расположенных пластин с прорезями, имеющими в сечениии вид
треугольников, обращенных вершинами к периферии, причем одна из заслонок
укреплена на оси жестко, а другая — поворотно. Это позволяет повысить
эффективность регулирования потока воздуха и уменьшить потери напора потока за
счет плавного изменения проходного сечения отверстий заслонок.
Кроме того, фиксатор может быть выполнен в виде удлиненного конца оси,
упирающегося в
2
стенки патрубка при крайних положениях кожуха.    '”1
На фиг. 1 изображено описываемое устройство, вид спереди; на фиг. 2 — разрез по
А —А 5 на фиг. !; на фиг. 3—разрез по Б—Б на фиг. 2. Устройство для подачи
воздуха содержит подводящий патрубок 1, на конце которого установлена обойма 2.
Внутренняя поверхность обоймы выполнена сферической формы 10 и охватывает
поворотный кожух 3, имеющий снаружи форму усеченного шара. В кожухе 3 размещены
две заслонки 4 н 5, причем заслонка 4 свободно установлена на поворотной оси 6,
расположенной вдоль кожуха, а заслонка 5 15 жестко связана с осью. Ось 6
снабжена рукояткой управления 7, вынесенной за пределы кожуха 3. Заслонки 4 и 5
выполнены в виде пластин с прорезями а, имеющими в поперечном сечении вид
треугольников, обращенных 20 . вершинами к периферии. Поджатие заслонок одна к
другой осуществляется пружиной 8, а стопорение кожуха 3 в крайнем положении
в обойме 2 — фиксатором. Последний выполнен в виде удлиненного конца в оси,
упнрающего-25 ся в стенки патрубка 1. При установке кожуха в одно из крайних
положений патрубок 1 связан с источников давления.
Проходное сечение патрубка 1 перекрывается перемещением подвижной заслонки 4 с
30 помощью рукоятки 7 до тех пор, пока прорези


269718
3
на заслонках 4 и 5 будут взаимно перекрыты. В том случае, когда происходит
истечение воздуха из устройства, прорези на заслонках находятся одна напротив
другой.
В результате того, что проходное сечение прорезей заслонок значительно меньше
проходного сечения подводящего патрубка 1, скорость истечения воздуха
возрастает, что ведет к повышению эффективности обдува ветровых стекол или
вентиляции салона транспортных средств. Преобразование скорости потока воздуха
происходит с минимальными потерями, так как заслонки по направлению потока
имеют переменное сечение с плавным изменением проходного сечения прорезей.
Регулирование направления выхода потока производится перемещением кожуха 3
внутри обоймы 2 также с помощью рукоятки 7. При этом в крайнем положении кожуха
конец в оси 6 упирается в стенки подводящего патрубка 1, и
дальнейшее перемещение становится невозможным.
Предмет изобретения
1.    Устройство для подачи воздуха, содержащее поворотный кожух, установленный
в ша-
5 ровой обойме подводящего патрубка, размещенные внутри кожуха заслонки,
смонтированные на продольной оси, снабженной рукояткой управления, и фиксатор
поворота кожуха в крайнее положение, отличающееся тем, 10 что, с целью
повышения эффективности регулирования потока воздуха, заслонки выполнены в виде
последовательно расположенных пластин с прорезями, имеющими в сечении
вид треугольников, обращенных вершинами к пе-15 риферии, причем одна из
заслонок жестко укреплена на оси, а другая—поворотно.
2.    Устройство по п. 1, отличающееся тем, чго фиксатор выполнен в виде
удлиненного конца оси, упирающегося в стенки патрубка при
20 крайних положениях кожуха.
Фиг.1

А-А

Составитель Г. Петрова
Редактор 3. Твердохлебова Техред А. А. Камышникова Корректор !1. А. Митрохина
Заказ 2171/4    Тираж 480    Подписное
ЦНИИПИ Комитета но делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2