Авторы:

И. С. Маркозов Н. Я. Орлов Н. В. Половенко А. Е. Снежковой
Харьковска проектна контора Теплоэнергомонтаж
И. С. Маркозов Н. Я. Орлов Н. В. Половенко А. Е. Снежковой
Харьковска проектна контора Теплоэнергомонтаж

МЕХАНИЗМ ВРАЩЕНИЯ СТРЕЛОВЫХ КРАНОВ

Номер патента: 273394


___________________________________________________________________________________________________
|Союз Советских |ОПИСАНИЕ | |
|Социалистических Ре|ИЗОБРЕТЕНИЯ |273394 |
|_______________________________________|К_АВТОРСКОМУ_СВИДЕТЕЛЬ|ТВУ_________|
|_______________________________________|Зависимое_от_авт._свиде|ельства_| —
|_______________________________________|Заявлено_16.IV.1969_(№_1321754/2|Кл._35Ь,_3/19|
|Комитет_по_делам_________|с_присоединением_заявк|МП_К_В_66с_|3/84тет —
|изобретений_и_открыт|й________________________________________|________________|
|при_Совете_Министров_|Опубликовано_15.VI.1970._Бю|УДК_621.873.8|/80
|СССР_______________________________|Дата_опубликования_опи|(088.8)я_18.IX.|1970
Авторы
изобретения И. С. Маркозов, Н. Я. Орлов, Н. В. Половенко и А. Е. Снежковой
Заявитель    Харьковская проектная контора «Теплоэнергомонтаж»
МЕХАНИЗМ ВРАЩЕНИЯ СТРЕЛОВЫХ КРАНОВ
1
Изобретение относится к краностроению, в частности к конструированию башенных
и других стреловых поворотных кранов.
В настоящее время почти во всех стреловых поворотных кранах в механизмах их
враще- 5 ния применяются невыключаемые фрикционные муфты предельного момента,
служащие для предохранения от поломки механизма вращения и стальной
конструкции. Момент муфты выбирается из условия обеспечения ю работы при
максимальном ветре рабочего состояния крана. При ветре муфта предельного
момента крана, находягдегося в нерабочем положении, проскальзывает и
поворотная часть крана поворачивается но ветру до по- 15 ложения, в котором
наступает равновесие между моментом ветровых нагрузок и моментом муфты
предельного момента.
Таким образом, чем меньше момент муфты предельного момента, тем меньше угол
между 20 плоскостью стрелы и направлением ветра, т. е. тем меньше суммарная
ветровая нагрузка на кран, поскольку уменьшается проекция подветренных площадей
поворотной части крана на плоскость перпендикулярно направлению 25 ветра.
Недостатком существующих механизмов вращения крана • является то, что при
настройке муфты предельного момента на величину момента, обеспечивающего
нормальную 33
2
работу крана при нагрузках рабочего состояния, угол между направлением стрелы и
ветра при нерабочем состоянии крана оказывается довольно большим.
Цель изобретения -- уменьшение момента муфты предельного момента при
нерабочем состоянии крана, а следовательно, уменьшение ветровых нагрузок,
действующих на кран в этом положении. Это достигается тем, что в механизме
вращения крана фрикционная муфта соединена через подпружиненный рычаг с
электрогидравлнческим толкателем, отрегулированным с возможностью самоуста-
новки стрелы крана по ветру.
На чертеже изображен механизм вращения стрелового поворотного крана.
Он состоит из приводного электродвигателя 1, соединенного с редуктором 2 при
помощи фрикционной муфты 3 предельного момента, тормоза 4,
электрогидравлнческого толкателя 5, соединенного рычагом 6 через
нажимную пружину 7 с фрикционными дисками 8 муфты. /Механизм также включает
ведущую шестерню или звездочку 9, установленную на выходном валу редуктора 2, и
ведомый зубчатый венец колеса или цевочный барабан 10, скрепленный с поворотной
частью 11 крана.
Перед началом работы крана включается двигатель электрогидравлнческого
толкателя, шток которого сжимает нажимную пружину


273394

3
и через рычаг 6 сжимает фрикционные диски муфты, обеспечивая необходимый момент
рабочего состояния. В нерабочем состоянии двигатель электрогидравлического
толкателя включается и пружина 7, разжимаясь, утапливает шток толкателя 5,.
ослабляя сжатие фрикционных дисков. . В результате этого в нерабочем состоянии
величина момента муфты становится меньшей. При ветре поворотная часть 11 крана
под действием момента от ветровых нагрузок поворачивается стрелой по ветру,
вызывая проскальзывание муфты предельного момента до такого положения, когда
уравнивается момент ветровых нагрузок с меньшим значением момента муфты.
Это приводит к тому, что угол между плоскостью стрелы и направлением ветра
будет меньшим, чем при большем значении предельного момента муфты,
соответствующего рабочему
4
состоянию крана. Так как суммарная проекция подветренных площадей поворотной
части крана в этом случае будет иметь меньшее значение, то и нагрузка от
ветрового давле-5 ния нерабочего состояния на кран соответственно уменьшается.
Предмет изобретения
Механизм вращения стреловых кранов, 10 включающий зубчатую передачу,
соединенную с редуктором, связанным через фрикционную муфту с
электродвигателем, отличающийся тем, что, с целью уменьшения ветровых нагрузок,
действующих на кран в нерабочем по-15 ложении, фрикционная муфта соединена
через подпружиненный рычаг с электрогидравличе-ским толкателем,
отрегулированным с возможностью самоустановки стрелы крана по ветру.

Составитель М. Москалец
Редактор Н. Д. Воликова Техред А. А. Камышникова Корректор С. А. Кузовенковд
Заказ 2503/17    Тираж 480    Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2