Заявитель:

ПАТЛ. Ч.Г
ПАТЛ. Ч.Г
М. К. Афанасьев

ФРИКЦИОННАЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА

Номер патента: 295916


Союз Советских Социалистических Республик

ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства Да — Заявлено 17.Х.1967 (№ 1191108/25-27)
с присоединением заявки Да —

295916

МП к Б 16(1 7/02

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Приоритет —
Опубликовано 12.11.1971. Бюллетень Да 8 Дата опубликования описания ЭЛУ.1971
УДК 621.825.54(088.8)

Автор
изобретения
Заявитель

М. К. Афанасьев

все сою л: 'ля ПАТА. .Л-УлХДД ХУЛЯ библиотека ¿ч'БА
ФРИКЦИОННАЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА
1
Предохранительные муфты применяются в машиностроении с целью устранения
резонансных колебаний, а также снижения величины перегрузок деталей и узлов
машин.
Существующие конструкции предохрани- 5 тельных фрикционных муфт, содержащие
барабан и водило, взаимодействующие посредством фрикционной ленты, имеют тот
недостаток, что предельный момент, при котором срабатывает муфта, зависит от
величины коэф- 10 фициента трения. Непостоянство коэффициента трения приводит к
возникновению автоколебаний в приводе при срабатывании муфты, а также снижает
надежность блокировки привода от перегрузок. Кроме того, при износе
15 фрикционных обкладок в известных муфтах предельный момент резко уменьшается,
что требует частых подналадок муфт.
Отличием предлагаемой муфты является то, что она снабжена механизмом стабилиза-
20 ции крутящего момента, выполненным в виде смонтированных на ступице барабана
двух подпружиненных дисков, связанных с фрикционной лентой; на одном из дисков
закреплены упоры, а на другом при помощи пальцев — 25 рычаги, взаимодействующие
со штырями, установленными на водиле.
Кроме того, между дисками, несущими рычаги, и штырями водила установлены
пружины, расположенные под углом к оси муфты. 30
2
Такое выполнение обеспечивает уменьшение влияния изменяющегося коэффициента
трения на передаваемый момент и придает муфте упругие свойства.
На чертеже показана описываемая муфта в разрезах.
В муфте барабан 1 жестко связан с ведомым валом 2. Муфта снабжена механизмом
стабилизации в виде установленных на ступице барабана дисков 3 и 4, между
упорами 5 и 6 которых расположены пружины 7. На диске 3 закреплены упоры 8, а
на диске 4 — пальцами 9 рычаги 10. На ведущем валу 11 жестко сидит водило 12,
на котором укреплены штыри 13 и опоры 14 пружин 15. Вторыми опорами пружин 15
служат пальцы 16, закрепленные в диске 4. Диски имеют упоры 17 и 18, на которые
опирается лента 19 с фрикционной обкладкой 20. Торец муфты закрыт кожухом 21.
Муфта работает следующим образом.
Под действием пружин 7 диски стремятся повернуться относительно точки О и,
разжимая ленту 19, прижимают обкладку 20 к внутренней поверхности барабана.
Возникающие между поверхностями барабана и обкладки 20 силы трения препятствуют
их относительному вращению, которое сообщается им води-лом 12 через пружины 15.
Усилие пружин 7 должно быть подобрано таким образом, что-


295916

3

4

я = агс

бы момент трения между обкладкой 20 и внутренней поверхностью барабана 1 был
равен расчетному предельному моменту 7ИП.Р., передаваемому муфтой при
минимальных значениях коэффициента трения.
Под действием крутящего момента М водило 12 поворачивается относительно дисков,
деформируя при этом пружины 15. Благодаря тому что пружины 15 расположены под
углом а к оси, проходящей через центр О и точку К пальцев 16, крутящий момент М
изменяется в зависимости от угла закручизания муфты. Если угол а взять равным
К'к . /    /2 + А- — К1
— энп агс соэ-
50 V    2М
где К — коэффициент, характеризующий пружину 15;
7. — максимальная деформация пружины 15;
50 — первоначальное усилие пружины 15, соответствующее углу а.
Если /=/СЛ'—А=КО; 1г = МО; то разность между моментами Л4Ш;1Х и т'и
незначнтело-на.
Водило 12, поворачиваясь относительно дисков, выбирает зазор б между штырями 13
и рычагами 10.
При 6 = 0 штырь 13 нажимает на рычаг 10, который, взаимодействуя при помощи
упора 3 и пальца 9 с дисками 3 и 4, ослабляет действие пружин 7 на ленту 19 до
такой степени, что муфта начинает буксовать. Таким образом, муфта работает в
упругом режиме, пока 6=^0; при 6 = 0 муфта превращается в предохранительную.
Наличие рычагов 10 упора 8 на диске 3 и пальца 9 на диске 4 делает
незначительной разницу между М„.р. и Лфт.тах, т. е. муфта малочувствительна к
изменению в практически 5 возможном диапазоне коэффициента трения между
фрикционными поверхностями. С износом фрикционной обкладки зазор 6 уменьшается,
но так как Л1тах незначительно отличается от Мт\ъ, то и величина Мп
изменяется 10 незначительно.
Необходимую величину зазора б между рычагом 10 и штырем 13 можно установить,
перемещая палец 9 в пазу диска 4.
15
Предмет изобретения
1.    Фрикционная предохранительная муфта, содержащая барабан и водило,
взаимодейст-
20 вучощие посредством фрикционной ленты, отличающаяся тем, что, с целью
уменьшения влияния изменяющегося коэффициента трения на передаваемый крутящий
момент, она снабжена механизмом стабилизации крутя-25 щего момента, выполненным
в виде смонтированных на ступице барабана двух подпружиненных дисков, связанных
с фрикционной лентой, на одном из которых закреплены упоры, а на другом — при
помощи пальцев рычаги, 30 взаимодействующие со штырями, установленными на
водиле.
2.    Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью придания муфте упругих
свойств, между дисками, несущими рычаги, и штыря-
35 ми водила установлены пружины, расположенные под углом к оси муфты.