Авторы:

А. А. Чапчаев В. М. Тул ков

Заявитель:

Научно исследовательский автомобильный автомоторный институт
Научно исследовательский автомобильный автомоторный институт

ТОКОСЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО

Номер патента: 296016


Союз Советеких Социалистических Республик

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства № — Заявлено 24.IV.1968 (№ 1234696/24-6)
с присоединением заявки № —

296016

МПК о 01т 15/00

Приоритет —
УДК 621.436-222,096 (088.8)

Опубликовано 12.11.1971. Бюллетень Л° 8 Дата опубликования описания 9.IV.1971
Авторы
изобретения    А. А. Чапчаев и В. М. Туляков
Заявитель Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт
ТОКОСЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО
о
во, продольный разрез; на фиг. 2 — то же, поперечный разрез.
На крышке нижней головки шатуна 1 и конце рычага 2, установленном
концентрично 5 с нижней головкой шатуна, шарнирно закреплено пружинящее
полукольцо 3. Посредством пальца 4 другой конец рычага 2 установлен на барабане
5, имеющем через шестерни 6 привод от коленчатого вала 7. На оси сочленения
рычага 2 и барабана 5 и на неподвижной детали 8 на геометрической оси
вращения барабана шарнирно закреплен поводок 9. Расстояние от оси вращения
барабана до оси сочленения с ним рычага равно радиусу крпво-15 шипа коленчатого
вала. Направления вращения барабана и коленчатого вала одинаковы.
Провода для соединения датчиков, размещенных на деталях шатунно-поршневой
группы, с регистрирующей аппаратурой проложе-20 ны по шатуну 1, полукольцу 3,
рычагу 2 и поводку 9 с переходом на неподвижную деталь 8, которая может быть
размещена, например, на крышке картера двигателя.
При работе исследуемой при помощи токосъемного устройства машины все
инерционные силы от массы рычага 2 воспринимаются шатунной шейкой коленчатого
вала 7 и пальцем 4 и не влияют таким образом на состояние шатуна.

1
Известны токосъемные устройства с непрерывной проводной связью датчиков и
регистрирующей аппаратуры для исследования состояния деталей шатунно-поршневой
группы, например, двигателя внутреннего сгорания, содержащие рычажный механизм.
Однако такие устройства недостаточно надежны в отношении механической прочности
при работе с высоким числом оборотов коленчатого вала исследуемой машины (более
3000— Ю 4000 об/мин) вследствие возрастания инерционных нагрузок. Кроме того,
известные устройства не обеспечивают получения достоверной информации о
состоянии шатуна и зазорах между ним и сопряженными деталями из-за
погрешностей, вносимых массами деталей самого устройства.
Цель изобретения — повышение надежности устройства.
Это достигается тем, что на крышке шатуна и рычага шарнирно закреплено
пружинящее полукольцо и один конец рычага установлен концентрично с нижней
головкой шатуна, 25 другой — эксцентрично на барабане, имеющем привод от
коленчатого вала, а на оси сочленения рычага с барабаном и на неподвижной
детали шарнирно закреплен поводок.
На фиг. 1 показано предлагаемое устройст- 30