Заявитель:

Специальное экспериментально конструкторское бюро промышленного рыболовства Атлантниро
Специальное экспериментально конструкторское бюро промышленного рыболовства Атлантниро
В. А. Белов

РАСПОРНАЯ ТРАЛОВАЯ ДОСКА

Номер патента: 296540


. Союз Советских Социалистических Республик

ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства № — Заявлено 08.IX.1969 (№ 1361537/28-13)
с присоединением заявки № •—

296540

МП к А 01 к 73/04

Комитет по делам изобретений и открытий ври Совете Министров СССР

Приоритет —
УДК 639.2.081.114 (088.8)

Опубликовано 02.111.1971. Бюллетень № 9 Дата опубликования описания 15.IV. 1971
Автор
изобретения    В. А. Белов
Заявитель    Специальное экспериментально-конструкторское бюро
промышленного рыболовства Атлантниро
_______________________
||-ВСБиггте'— |1-
||патентно-гн;|.г- т '
||•_БИБЛИО_'ПС| \
РАСПОРНАЯ ТРАЛОВАЯ ДОСКА
1
Изобретение относится к промышленному рыболовству, в частности к распорным
устройствам для донных и пелагических тралов.
Известна распорная траловая доска, оснащенная поворотными лопастями,
расположенными симметрично продольной оси доски, электродвигателями с
редукторами, управляемыми с судна, и тягами, соединяющими лопасти с выходами
последних. Однако эта доска не имеет достаточной распорной силы.
Цель изобретения увеличить распорную силу траловой доски. Это достигается тем,
что лопасти имеют профиль крыла и последовательно установлены с образованием
крыло-видной рабочей поверхности; каждая лопасть соединена с тягой посредством,
например, рычага.
Крылья могут быть выполнены по профилю инверсии параболы с большим
относительным удлинением.
На фиг. 1 изображена предлагаемая траловая доска в аксонометрии; на фиг. 2 — то
же, вид сбоку и разрезы по А—А и Б—Б.
Распорная траловая доска выполнена в виде набора лопастей 1, имеющих форму
крыла и укрепленных с образованием поперечных щелей в жесткой прямоугольной
раме, состоящей из трех фигурных пластин 2, 3 и 4, скрепленных по концам двумя
стойками 5 и 6' круглого сечения.
2
Набор лопастей 1 состоит из двух одинаковых рядов крыльев, параллельно
расположенных между фигурными пластинами 2, 3 и 4. Каждый ряд содержит,
например, четыре 5 крыла 7, 8, 9 и 10\ крылья выполнены по профилю инверсии
параболы с большим относительным удлинением и имеют в плане прямоугольную
форму.
Крылья в каждом ряду установлены под 10 углом а наклона, причем общее
очертание ряда также составляет профиль крыла. Угол а наклона крыльев дает
возможность траловой доске сохранять нормальное движение в процессе траления,
т. е. возвращаться в 15 исходное положение при возникновении скольжения.
Крылья 7 каждого ряда, выполняющие функции предкрылок, жестко укреплены
на встроенную в них стойку 5, остальные крылья 20 (8, 9 и 10) укреплены между
фигурными пластинами 2, 3 и 4 с возможностью поворота, для чего на пластинах
жестко укреплены подпятники 11, в которые свободно посажены полуоси 12,
встроенные известным образом в 25 торцы крыльев. Крылья 7, 8, 9 и 10
могут устанавливаться под разными заранее заданными углами, что дает
возможность при одних и тех же габаритах доски регулировать ее подъемную силу,
необходимую для различ-30 ных типов тралов.


206540

3
Каждый ряд крыльев имеет свое устройство для поворота, смонтированное на
внешних сторонах крайних фигурных пластин 2 и 4, причем каждое устройство
поворота может работать независимо одно от другого. Устройство поворота пластин
выполнено в виде тяги 13 с рычагами 14, концы которых укреплены на концах
полуосей 12 крыльев 8, 9 и 10 известным образом, например, посредством гаек.
Для продольного перемещения тяги 13 на рабочем конце ее имеется червячная
нарезка, на которую посажена ходовая гайка редуктора 15, связанного с
электродвигателем 16. Внешние стороны фигурных пластин 2 и 4 с размещенными на
них устройствами поворота крыльев закрыты съемными кожухами 17. Центральная
фигурная пластинка 3 имеет два отверстия 18 для крепления ваера 19 и кабеля 20.
Эта пластина, несущая на себе основную нагрузку в траловой доске, выполнена
из прочного материала, например из стали; крайние пластины 2 и 4 могут быть
выполнены также из стали. Крылья 7, 8, 9 и 10 могут изготовляться из
тонколистовой стали с пенонаполнителем или из стеклопластика и другого
синтетического материала.
Работой электродвигателей 16 устройств поворота крыльев управляют в процессе
траления с судна по кабельной системе связи, используя для этого ваер, или по
гидроакустическому каналу связи. В последнем случае на траловой доске
монтируется блок управления (на чертеже не показан), содержащий приемник
ультразвуковых колебаний, усилитель и автономный источник
электропитания, например сухие элементы, а для передачи команд используется
установленный на судне излучатель ультразвука, например судовой эхолот.
Перед постановкой трала траловая доска крепится к системе ваер-кабель по
обычной схеме или на одном свободном конце по принципу «воздушного змея». В
последнем случае ваер 19 и кабель 20 соединяются скобой (на чертеже не
показано), которая с помощью троса крепится к первому по ходу движения трала
отверстию 18 центральной фигурной пластины 3.
Исходный угол атаки доски задается перед постановкой трала путем поворота
крыльев 8, 9, 10 на определенный угол. В процессе траления угол атаки траловой
доски уменьшается по команде с судна, передаваемой по ваер-но-кабельному или
гидроакустическому кана-' лам связи. При этом включается электродвигатель 16
устройства поворота крыльев, который через редуктор 15 сообщает тяге 13 про-4
дольное перемещение, и связанные с тягой 13 рычаги 14 одновременно поворачивают
на заданный угол крылья 8, 9 и 10.
Предлагаемая траловая доска обеспечивает в процессе траления как регулировку
горизонтального раскрытия трала, так и регулировку его хода по высоте и
горизонту. Изменяя в процессе траления угол атаки крыльев 8, 9 и 10 обеих
траловых досок, можно регулировать их распорную силу в соответствии с
необходимым горизонтальным раскрытием трала. При повороте крыльев обеих досок в
положение отрицательных углов атаки можно уменьшить распорную силу до нуля, при
этом траловые доски сближаются одна с другой, устье трала сужается, его
гидродинамическое сопротивление резко уменьшается, что особенно важно при
выборке трала.
Регулируя подъемную силу обеих траловых досок, можно также маневрировать тралом
по горизонту. Для этого на одной траловой доске, поворачивая крылья,
увеличивают распорную силу, а на другой уменьшают. В этом случае траловая доска
с увеличенной подъемной силой будет работать как отводитель, отводя трал в
сторону. Изменяя подъемную силу по площади доски с помощью различного поворота
крыльев каждого ряда (верхнего и нижнего), можно изменять угол ее наклона и тем
самым заставлять доски идти вверх и вниз, т. е. регулировать положение трала
по высоте.
Предмет изобретения
1.    Распорная траловая доска, оснащенная поворотными лопастями,
расположенными симметрично продольной оси доски, электродвигателями с
редукторами, управляемыми с судна и тягами, соединяющими лопасти с выходами
последних, отличающаяся тем, что, с целью увеличения распорной силы,
лопасти имеют профиль крыла и последовательно установлены с образованием
крыловидной рабочей поверхности, при этом каждая лопасть соединена с тягой
посредством, например, рычага.
2.    Распорная траловая доска по п. 1, отличающаяся тем, что крылья выполнены
по профилю инверсии параболы с большим относительным удлинением.
3.    Распорная траловая доска по п. 1 и 2, отличающаяся тем, что лопасти
укреплены между пластинами фигурной формы, а рычаги, тяги и электродвигатели с
редукторами смонтированы с внешних сторон крайних пластин и закрыты съемными
кожухами.


296540
/¡5' Л5

А

Составитель Г. Субботина
Редактор Д. Пинчук    Техред Л. Л. Евдонов    Корректор Л. А. Царькова
Заказ 874/5    Издат. № 411    Тираж 473    Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2